Введение в SEO: Первичная СЕО оптимизация

Введение в SEO: Первичная СЕО оптимизация сайта

Сегодня рассмотрим блок, который непосредственно связан с работой на сайте. В этой статье описаны основы первичной seo оптимизации сайта, которые можно использовать как краткий чек-лист или инструкцию к действию. Конечно же, хорошо разрабатывать стратегию ещё до того, как вы спроектировали сайт, чтобы хорошо сделать его структуру и различные технические составляющие. Но для того, чтобы так делать, нужен немалый опыт и поэтому лучше начать с того, чтобы оптимизировать уже существующий ресурс. И для начала нам нужна первичная сео оптимизация сайта. Она подходит для всех существующих сайтов, в том числе для тех, которые только-только запустились.

Зачем нужна первичная сео оптимизация? И что она в результате дает?

Во-первых, мы настраиваем все необходимые must-have инструменты (далее опишем их более подробно).

Во-вторых, благодаря этим инструментам мы будем уверены, что сайт будет корректно индексироваться, что это будет происходить быстро, что в индекс будут попадать только качественные странички.

И, в-третьих, мы будем получать ранжирование или трафик по низкочастотным запросам. То есть, не было бы смысла делать первичную оптимизацию, если не было бы каких-то улучшений в плане поискового трафика. Они точно будут. Хорошо оптимизированный сайт облегчит работу с дальнейшим seo продвижением. Давайте рассмотрим этапы оптимизации.

Этапы первичной внутренней оптимизации сайта

Этап 1. Настройка сервисов: панели вебмастеров и системы аналитики

Первый этап поисковой оптимизации — это настройка сервисов. Необходимо добавить сайт в панель для мастеров, установить системы аналитики и связать их с панелью. У каждой поисковой системы есть своя панель для вебмастеров. Вы их можете найти по запросу “панели для вебмастеров”. В Google она называется Search Console и Вебмастер в Яндексе. И там и там рекомендуем зарегистрироваться, даже если вы продвигаете сайт под одну систему. Это необходимо для того, чтобы поисковик уже начинал накапливать данные, и вы с помощью панели в дальнейшем смогли отслеживать различные ошибки и смотреть рекомендации, которые поисковик даёт. Это бесплатные инструменты, которые предоставляют сами поисковые системы. Их нужно обязательно использовать.

Панели для вебмастеров Яндекс и Google

По поводу систем аналитики: в зависимости от того, под какой поисковик вы продвигаетесь, вы можете установить себе либо Google Analytics, либо Яндекс Метрику, либо то и другое, в том числе еще и LiveInternet поставить или любые другие нужные системы отслеживания статистики. В любом случае, Метрика и Аналитика ставятся обязательно, потому что они будут собирать данные о посещаемости, которые вы не соберете другими системами, потому что поисковые системы шифруют ряд данных и не передают их третьим лицам.

Этап 2. Оптимизация структуры сайта: ЧПУ и Навигация (перелинковка)

После того, как вы настроите сервисы, необходимо оптимизировать структуру сайта (перелинковка сайта). Здесь подразумевается оптимизация Url, создание так называемых ЧПУ (ЧеловекоПонятныеУрл или ЧеловекоПриятныеУрл). Обратите внимание на адреса в поисковой выдаче (см скриншот ниже). Здесь нет айдишников, нет каких-то чисел. Здесь используются различные ключевые слова, которые понятны пользователю. Поэтому мы точно можем знать, куда попадем, перейдя по такой ссылке. Кроме этого, в адресе странички можно использовать ключевые слова. Например, «как установить Яндекс Метрику». Адрес или урл тоже является текстом и поисковик анализирует этот участок текста для ранжирования у себя в поисковой выдачи.

ЧПУ - человекопонятные урл: как выглядят в поисковой выдаче

И второй момент — это организация удобной навигации по ключевым разделам, то есть настройка перелинковки. При первичной сео оптимизации сайта важно не просто настроить перелинковку, но сделать ее удобной для пользователей. Не нужно заморачиваться, как будут передаваться веса, продвигаете ли низкочастотку или высокочастотку. Здесь важно просто настроить все элементы навигации, которые будут удобны для пользователя. Сюда включено главное навигационное меню, хлебные крошки, блоки рекомендаций, различные контекстные ссылки и другие виды навигации. Вы можете проанализировать конкурентов, посмотреть какие элементы навигации они используют и использовать подобные методы. Навигация должна быть удобной, и ключевые разделы, которые вы продвигаете, должна быть доступны в один клик от главной страницы. Таким образом эта навигация будет максимально оптимизирована под поисковые системы. Подробнее про оптимизацию структуры сайта.

Этап 3. Оптимизация мета-тегов: title, description, alt

Следующий этап — оптимизации мета-тегов. Это те элементы, которые используются в html-коде странички и прописываются в участки <head>. Допустим посмотрим пример кода текущий странички где есть мета-тег title, в котором используется название статей с ключевыми словами.

Мета-теги title и description в коде страницы

Также к мета-тегам относится тег description. Это уже текст до 250 символов. В него можно включать те слова, которые вы использовали в тайтл, но которые являются ключевыми. Причём это не просто список ключевых слов, это, как бы, сообщение пользователю, потому что мета-тег description и title будет появляться часто в сниппете поисковой выдачи.

Как выглядит сниппет в поисковой выдаче

То есть, оптимизируя структуру url, title и description, вы оптимизируете этот сниппет. И, конечно же, тайтл является важным участком для текстовой оптимизации. Дескрипшн тоже учитывается для ранжирования. Как оптимизировать тайтл? Во-первых, в нем необходимо использовать ваши ключевые слова (про анализ ключевых слов мы еще поговорим в других статьях). При этом нужно приоритетные ключевые слова ставить в начало заголовка. Тайтл должен быть привлекательным, так как он показывается пользователям поисковой выдачи и необходимо чем-то привлечь этого пользователя (привлечь внимание и заинтересовать его, чтобы он кликнул). В том числе мета дескрипшн играет подобную роль, но нет смысла дублировать title и description, потому что они будут одинаковые, а у вас есть возможность текст разнообразить.

Тайтл может включать сколько угодно символов или слов, но рекомендуют делать его не более 12 слов, особенно если вы оптимизируете сайт под Google. Мета дескрипшн должен быть не более 250 символов.

Этап 4. Оптимизация контента: h1, наполнение страниц и атрибут alt

Следующий этап — это оптимизация контента. На этом этапе необходимо оптимизировать тег h1. Оптимизировать — это значит уже использовать основные ключевые слова. Причем, если у вас ключевое слово — это какое-то неестественное выражение типа “доставка еды недорого в Москве”, то не нужно его вставлять в h1. Вставлять надо именно естественную фразу, например “доставка еды”. Остальные слова можно будет использовать в других частях контента. Не забывайте при оптимизации под поисковую систему, что она учитывает все поведенческие факторы и с другой стороны анализирует естественность текста. В большей степени надо уделять внимание оптимизации контента для пользователя. Тег h1 — это главный тег на страничке. Обычно это или названия статьи, или название страницы.

Также необходимо наполнить страницы качественным контентом, проверить все ли страницы содержат достаточное количество контента. Достаточным можно считать контент с количеством символов более 500. Это будет гарантировать, что они хотя бы попадут в индекс. Если у вас на страничке очень мало контента, подумайте какой контент туда можно добавить.

Также можно здесь оптимизировать атрибуты Alt у изображений. Например, в тексте могут использоваться разные изображения. И если мы будем оптимизировать alt, то есть прописывать специальный атрибут, то поисковик будет знать, что изображено здесь, и может давать трафик в поиске ещё и по изображениям. В том числе google учитываеь альты как обычный текст. Например, на странице товара в интернет магазине в тег Alt можно написать название товара максимально подробно.

Заголовок h1 в коде страницы

Этап 5. Оптимизация краулинга: зеркала, адаптивная версия, xml-карта, robots.txt и парсеры

Следующий большой этап — это оптимизация краулинга или техническая оптимизация сайта. Все указанные этапы должны идти в работе последовательно. В оптимизации краулинга мы выбираем и настраиваем основное зеркало. Поисковик оперирует понятием зеркалов, когда у нас есть основной сайт и вспомогательные. Это могут быть поддомены вспомогательные, может быть отдельный ресурс, могут быть даже языковые версии. Например, если сайт на https и использует www, то мы считаем основное зеркало это https://www. А все остальные версии должны редиректить на основное зеркало 301 кодом статуса. То есть с не www на www, с http на https и так далее. В том числе для Яндекса мы должны написать обязательно директиву Host в robots.txt. Т.е. нам нужно настроить основное зеркало, чтобы поисковики понимали, с каким сайтом собственно мы работаем, чтобы в индекс не попадали различные дубли. Возможно эти дубли находится даже не на поддоменах, а на ip-адресе, по которому также доступен сайт и является дублем.

Обязательно нужно создать адаптивную версию. Процент пользователей, которые заходят в интернет с мобильных устройств, постоянно растет, а для некоторых тематик он превышает половину от всех пользователей. И для поисковиков это тоже очень важный сигнал, тем более при ранжировании в мобильном поиске. Поэтому если у вас еще нет адаптивной версии, ее нужно сделать.
Далее нужно настроить xml карту сайта. Это специальный файл, который содержит ссылки на ваши странички, которые вы хотите проиндексировать. Необходимо проверить теги meta-robots на страничках, посмотреть не закрыты ли страницы от роботов в no-index. Если в meta-robots написано no-index, то сайт не будет индексироваться.

Также нужно проверить файл robots.txt: что там закрыто, что открыто. Будет ли корректно индексироваться то, что вы хотите, чтобы попадало в индекс, и не индексироваться то, что вы не хотите.

Пример файла robots.txt

Также полезно пройтись по сайту парсером или сканером, такими как Xenu, Screaming Frog или ComparseR. Парсер покажет дополнительные ошибки, если они есть. Например, битые ссылки, наличие дублей заголовков и так далее. То есть, вы уже перед тем, как запустить сайт или его новую версию, можете пройтись по нему парсером и посмотреть, нет ли там дополнительных ошибок.

Пример программы для парсинга сайта

Этап 6. Сервисы поисковых систем: индексация, справочники и сервисы

И после того, как мы все настроили, можно использовать сервисы поисковых систем. Нужно обязательно зайти в панель для вебмастеров, добавить сайт на индексацию. Для этого есть специальная форма, так называемая аддурилка, куда можно отправлять все странички, например, новые на вашем сайте, на которые робот зайдет в ближайшее время.

Далее необходимо добавить сайт в специальные справочники (этот этап больше подходит для внешнего продвижения сайта, но стоит его упомянуть, так как сделать его надо сразу после запуска). Например, коммерческий ресурс представляет из себя локальный бизнес и его можно добавить в Google Мой Бизнес и в Яндекс Справочник. Или, например, если вы продаете товары, то можно добавить сайт в Яндекс Маркет. У поисковиков есть еще много дополнительных сервисов. Например, если у вас новости, то нужно добавлять в тематические сервисы новостей. Если есть возможность зарегистрироваться в Яндекс Каталоге, то нужно зарегистрированное и там.

На этом первичная SEO оптимизация сайта будет закончена. Конечно, внутренняя оптимизация отнимет достаточно времени, особенно если речь идет о больших порталах или интернет-магазинах, но она того стоит. Правильно подготовленный к продвижению сайт — залог дальнейшего успеха!

Поделиться:
  • Аноним Январь 25, 2018 at 4:00 дп

    Редко, когда увидишь в статьях про обзор сео инструментов ComparseR. А его зря недооценивают.

  • Катя Январь 25, 2018 at 3:54 дп

    Отличная статья! Все по полочкам разложили. Можно брать и действовать.